aneta_spb (aneta_spb) wrote,
aneta_spb
aneta_spb

Categories:

Продолжение "сериала", или знаете ли вы, что такое "литмонтаж"

С 8-летнего возраста литмонтажи меня преследовали.
Мне крайне не повезло. Обладала хорошей памятью, четкой дикцией и чистым русским произношением. Причем это произношение сама в себе культивировала себе же на горе. Я часто болела (и это вместе с ранним чтением привело еще к одной жизненной беде - много читала и пока валялась в больницах, успевала изучить учебники за весь учебный год и еще за следующий класс - поэтому совершила два прыжка через классы). В областной больнице, в пионерлагерях, а также на всяких конкурсах и затем олимпиадах дети были в основном городские. Деревней быть было неприлично - а что отличало деревенских? Белорусские слова и белорусский акцент. Значит, чтобы казаться городской, то есть цивилизованной - нужно было говорить чисто по-русски... В доме же мать говорила на трасянке, в школе она же преподавала русский, но акцент был неистребим...Поэтому я и научилась говорить "как надо", подобно тому, как обладая от природы крайне корявым почерком, решила писать, "как подружка Тамара" - и стала почти каллиграфом (почерка хватило до 90-х годов, до эры компьютеров, теперь опять от руки не умею писать). Но я отвлеклась.
Так вот литмонтажи. Это к каждому празднику нужно было выучить и отрепетировать этакую хрень в стихах и прозе на много страниц - дети по очереди произносили много слов по специально созданным какими-то "гениями" сценариям. Рифмованный пафос неизвестных авторов перемежался хрестоматийными отрывками, прерывался песнями из проигрывателя...
Ну к примеру, к очередной годовщине октябрьской революции.
Выходит нас штук 20. Ведущая (которой достается больше всего слов - это я, бедняжка)начинает читать что-то про то, как мы сейчас хорошо живем, и как это тяжело досталось в 17 году. И дальше все по очереди - стих про Ленина, про гражданскую войну, про пятилетки. Потом звучит "Священная война", один куплет. Специальный мальчик, который из года в год изображает "голос Левитана" (у нас это был уже упоминавшийся Сережа Лобань):
- 22 июня... 1941 года... немецко-фашистские войска... вероломно... без объявления войны напали на Советский Союз...
На письме не воспроизвести эту всегдашнюю отрепетированную, повторяемую из года в год интонацию. Но когда я рассказыфвала про литмонтажи Шаву, мы вдруг исполнили с ним это чтение в унисон - в их школе "Левитаном" был он... Этот же Левитан свою коронную фразу произносил еще дважды за учебный год - на 23 февраля и на день Победы. И обязательный "Реквием" Рождественского. Эти стихи мне в общем-то нравились, они не были похожи на бред, который мне как ведущей приходилось читать - но, увы, это у нас читала специально обученная Люда с очень пафосным голосом.
Потом война кончалась, начинались рифмы про восстановление народного хозяйства, космические достижения и расцвет колхозов. А также про то, как враги не дремлют. А потом шли строчки, куда в зависимости от местности нужно было вставлять топонимы и фамилии:
В дождь, и в холод, и снег
Ходит Полудень Настя на ферму
И работает лучше всех.

Фамилии также менялись каждый год - в зависимости от того, кто в этот год становился победителем социалистического соревнования.

Некоторые строчки наша толпа должна была произносить хором... И завершался литмонтаж хоровой декламацией.

Были варианты на 8 марта, на день образования СССР...
Иногда текст литмонтажа обновлялся, приходила новая методичка.
Выступать с этой хренью на праздники нужно было в школе и в клубе - то есть дважды. В самом гуманном случае процедура длилась минут 40. Потом начинался самодеятельный концерт. Сначала выпускали хор с патриотическими советскими песнями, потом читали стихи, исполняли танцевальные номера, пели песни дуэтами, соло и четверками. И это уже было удовольствие. Шести-семиклассницы изображали эстрадных див той поры, пели про любовь - наверно, это было комично, но нам так не казалось
Синий-синий иней...
Говорят, что некрасиво...
Опять от меня сбежала...
У моря, у синего моря...
Где-то на белом свете...
Потом были танцы.Под тот же проигрыватель.

Ох, как меня наказала мама за один литмонтаж! (Может, я и рассказывала)
Короче, проводилось у нас нечто про дружбу народов. Должны были приехать таджикские и белорусские писатели, и мы готовились по сценарию. Репетировали каждый день.
В частности, у меня был текст с таким четверостишием:
У нас в гостях друзья-таджики.
Читать мы любим ваши книги.
Улуг-заде, Джалал Икрами -
Мы с вами детскими сердцами! (Честно скажу, по сей день своим знанием о существовании писателей Улуг-заде и Джалала Икрами я обязана исключительно описываемому мероприятию)

В эти дни у меня свершился праздник. Наконец-то прислали заказанный через Посылторг детский (но двухколесный) велосипед марки "Школьник", которого я ждала несколько лет. И, придя из школы перекусить перед репетицией, назад я уже возвращалась на велике...Сколько мне было - да лет 9, наверно...
И вот - клуб, концерт и литмонтаж. Действительно, приехало очень много гостей (мне в тот день подарила книжку с автографом такая писательница Евдокия Лось), кто-то из них был Улуг-заде, кто-то Джалал Икрами...Я поставила велик (точнее, у нас говорили "ровар") перед клубом. А потом куда-то бегала, выскакивала и вдруг увидела, что "Школьника" нет... Начинается концерт...Я на сцене... Автоматически декламирую свои слова, а про себя думаю: украли- не украли? А может, мама увидела и увезла домой (других "Школьников" в округе не было, люди садились на ровар уже постарше - лет в 12-13, сразу на "Орленок" или "Ласточку", а то и на взрослый дорожный - "под рамой") В общем, волнуюсь.
И вот на моих словах "Улуг-Заде, Джалал Икрами..." в зрительный зал входит мама. И я, забыв обо всем на свете, кричу со сцены:
- Мама, ты не знаешь, где мой велосипед?
Мама в ужасе, но делает какой-то знак, что все в порядке, я оттарабаниваю свои слова, зная, что вечером предстоит суровое наказание...
Такое же суровое оно было после открытого урока по пению, когда перед комиссией из облоно я опозорила родную школу, выйдя к доске и нарисовав очень красивый скрипичный ключ на нотном стане, но... левой рукой...

Самое смешное, что в последние годы я обнаружила литмонтажи на праздниках в некоторых сегодняшних школах. Правда, тексты не рассылаются централизованно, а сочиняются районными методистами - кто во что горазд. И про Ленина нет. Есть про великую Россию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments