aneta_spb ([info]aneta_spb) wrote,
@ 2006-06-02 10:41:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
В свете ожесточенных дискуссий...
... о том, было в СССР хорошо или плохо...
Я решила для себя повспоминать. По возможности в том числе и про себя саму, свой способ мыслей и свое восприятие - тогдашнее.
В СССР я провела все детство, всю юность и часть зрелости.
К тому же происхожу из семьи, которая почти не вкусила от социалистических благ - ни бесплатной квартиры (по сей день), ни даже мотоцикла, не говоря о машине. Родилась не в столицах - в 20 километрах от областного центра. Родители - крестьянского происхождения, учителя. Не пили-не курили.
Помню себя очень рано - лет с трех точно. К этому времени я уже научилась читать (это уже семйная особенность). Поэтому помню даже такие вещи, как Карибский кризис и первых космонавтов.
С одной стороны, чисто личное. С другой - почему бы нет?
Поэтому время от времени буду выкладывать воспоминалки - не в хронологическом порядке, а как вспомнилось. Потом, наверно, соберу в кучу и посмотрю, что получится.
Хотя из-за того, что будет много чисто личного, разной сволочи дам против себя поводы для нападок - ну, например, что только в 16-летнем возрасте я узнала, в какой руке держать вилку и нож... И что не говорят "ложить"...

ЧЕРНЫЙ ДОМ.
Дом, в котором я уже помню себя, был обит рубероидом, потому черный. Это было служебное жилье, которое дали родителям. Дом стоял у церкви и раньше был священничьим. С нами должна была жить еще одна присланная учительница, но она испугалась. Потому что били стекла, лили в колодец солярку. Мама говорила: хулиганы. Но потом я поняла, что частично это была месть и злость по отношению к пришлым.
Потом выяснилось, что дом был очень старый, построен в 1870 году... В нем дымили печи. Поскольку ремонт полагался за казенный счет, а папа искренне верил, что сделают все как положено, за ремонтом печей он не следил (впрочем, оторванный в юности от смоленских деревенских корней - война, сверхсрочка и уход в "интеллигенцию", он стал до изумления непрактичным, ни городским, ни деревенским). Поэтому печи ремонтировали так. Мама бегала за водкой. Приходили печники. Разворотив все (как правило, это происходило в октябре-ноябре), затоптав все полы глиной, они пили водку, в дней через пять-шесть наспех сляпывали очередную чудовищную печь. Всегда было холодно. В кухне в ведре по утрам замерзала вода зимой. Что такое комнатные тапки - я узнала довольно поздно. Домашней обувью зимой были валенки. Летом - босиком.
У нас был довольно большой участок и сад. Как порядочный сельский интеллигент, папа решил заняться садоводством, и у него даже получалось. Когда не было уроков, политзанятий и партсобраний, он возился в саду. Он привез с брошенных польских хуторов кусты крыжовника, привил их как-то, и ягоды были очень вкусные.
Детского сада или яслей у нас не было. Не было и декретных отпусков до года.
У меня было две няньки. Одну мама прогнала. Придя с работы раньше обычного, она увидела, что я ползаю по двору, вся грязная, подползаю к няньке - а та отталкивает меня ногой. Я этого не помню. Вторая нянька была ДЕВЯТИЛЕТНЯЯ девочка Тереса. Ей платили 10 рублей плюс харчи и кров. Она была хорошая... Вот не знаю, ходила ли она в школу? Судя по всему, нет...
Когда мне исполнилось года три с половиной, нянька уже не работала. Дома я была одна...Младшего брата мать отправила к бездетной тетке, жене осиповичского военкома. Тетка не работала. Дома у них было роскошно. Особенно меня поразила машинка "Зингер" и фарфоровая посуда из Германии. Трофейная. У папы тоже были трофеи - губная гармошка и найденная в Кёнигсберге на чердаке книжка члена "Гитлерюгенд" В три года я мечтала вырасти и стать пионеркой, и папа принес из школы такой "Блокнот пионера". Я очень удивилась - такие же рисунки: мальчики и девочки в галстуках, отдают салют, в таких же пилотках и коротких штанишках. Горн, барабан. Азбука Морзе, сигнальные флажки и прочее...
основной нашей едой была картошка. И яйца от кур. Кур было немного, резали их редко - это был пир. Пир был и тогда, когда маме удавалось купить кусок свинины у кого-то, кто резал. Мясо и шкварки - мечта! Еще помню, что яйца были своего рода обменной валютой. На них можно было что-то выменять, а также нанять коня для боронования или подводу поехать в больницу. Теперь я понимаю, почему - у тех колхозников, у кого были большие участки, были еще нормы сдачи всякого натурпродукта, в том числе яиц, которых со своей усадьбы не всегда хватало. Помню, пропал хлеб. Когда его завозили - были дикие очереди.
У нас была недалеко керосиновая лавка. Газа не было, к тому же часто гасло электричество. Керогазы и керосиновые лампы были предметами первой необходимости. Была плита на кухне, но дрова и торф были дороги.
Торф привозили каждый год осенью, моим делом было таскать корзины с брикетами в сарай.
Были две книги "Домоводство" и "Книга о вкусной и здоровой пище" - маме подарили еще на свадьбу.
Из книги "Домоводство" (не раз ее перечитывала в разные годы) я запомнила, что советская женщина раз в неделю должна менять нижнее белье.
А "Книга о вкусной и здоровой пище" - мы с Валерой (уже когда он приехал от тетки, то есть я была уже постарше)ее вечерами читали с огромным наслаждением. Потом лезли в духовку и поглощали картошку из чугунка...
Продолжение будет.



(38 comments) - (Post a new comment)


[info]gloomov
2006-06-02 07:43 am UTC (link)
Спасибо. Я-то городской, все иначе.

(Reply to this) (Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 07:48 am UTC (link)
Еще напишу о первых поездках в город...

(Reply to this) (Parent)


[info]dziki_dzik
2006-06-02 07:56 am UTC (link)
Kogda-to davno chital odu "kopejke" na Usenet. Ochen' sentimental'no vyshlo.
Pomnitsia na kopejku mozhno bylo kupit' gazirovannoj vody bez siropa, spichki. Dve kopejki stoil telefonnyj zvonok v avtomate. Po-moemu dve kopejki stoil i proezd v avtobuse, kogda tam stoiali kassy s biletami i ruchkoj. Tri kopejki piokupali gazirovannuiu vodu s siropom - grushevym ili diushes :) 10 kop stoila buhanka hleba "kirpich". Aromatnaja buhanka, korku kotoroj razreshalos' ob'est' po doroge domoj :)

(Reply to this) (Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:07 am UTC (link)
Да, "двушка".
Но автобус стоил 5 копеек, троллейбус - 4, а трамвай - 3.
А доллар официально стоил 60 копеек...
А в автоматах с газировкой делали "двойной сироп" - подставляли стакан, сначала лился сироп, а потом вода. На полстакане тару вынимали, потом кидали еще 3 копейки...
В 1976 году, когда я целое лето прожила в Питере без крыши над головой и без источника доходов, нашла на улице 20 копеек, на Невском купила 2 пирожка. Утолив голод, попросила тетеньку бесплатно пустить меня в метро, доехала до временного ночлега...
А в 1982 году мы с подружкой купили на 5 копеек полкило картошки и насобирали шампиньонов в парке Бабушкина...
У нас у обеих были грудные дочери. Их мы кормили своим молоком, но самим тоже есть хотелось, а деньги кончились - мужья получали зарплаты молодых специалистов, которых не хватало до середины месяца.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dziki_dzik
2006-06-02 08:32 am UTC (link)
Ia tut nedavno pytalsia vosproizvesti sup iz zharennoj doktorskoj kolbasy, kotoryj mne bac'ka chasten'ko delal. Kartoha, morkov', luk i kusochki zharenoj kolbasy. Dostatochno otvratitel'naja balanda vyshla. Vylil ostatki v tualet.

Moja mama poprobovala "zheltyj" suchuzhnyj syr vpervye v 10m klasse. Menia eto vsegda udivlialo.

A bilet v kino byl 10kop. Eto esli v kinoteatre. No k nam vo dvor inogda priezzhal drevnejshij avtobus s zakrashennymi steklami i tam pokazyvali mul'tiki za 5 kop.

Rub;' zhe byl chem-to ogromnym. Za rubl' prinosili iz magazina sumku produktov. Baton za 13kop. Moloko stoilo 10 kop butylka, a slivki 13kop. Smetana, kazhetsia, 20 kop. Eto uzh potom vse poneslos'.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:43 am UTC (link)
В 70-е годы в Беларуси было получше, чем в России. Сахар был на 10 копеек дешевле, яйца тоже - были ценовые пояса такие. Кстати, сыра было больше всякого. Я единственная из группы не возила на каникулах торбы с продуктами родителям. Остальные - покупали мясные кости, колбасу обмазывали растительным маслом, чтобы не испортилась. Все равно портилась у тех, кому ехать было больше суток. Масло сливочное возили в больших банках с водой, чтоб не растаяло.
В Гродно я затаривалась чаем, польской косметикой и супами-концентратами, везла к себе в общагу.
В это время в России, не считая Питера и мск, не было ни масла, ни мяса, ни сыра.
А моя мама впервые сахар после войны попробовала. А макароны - перед войной. Пришла в гости к тете, и в месте с двоюродным братом сели есть вместе с юшкой. Мама сначала юшку, чтобы вкусное оставить на потом, а Сеня тем временем почти все макароны съел. У мамы была обида до слез. Потом Сеню убили в партизанах...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dziki_dzik
2006-06-02 05:45 pm UTC (link)
Zato v Pitere i Moskve byli banany!

Moia tetka iz Moskvy prisylala v Grodno na skorom poezde #77 banany. I dazhe, inogda sluchalos, o schast'e! ananas!

U nas v sosednej kvartire #15 zhil d.Edik, carstvie emu nebesnoe. On rabotal na Grodnenskom miasokombinate farsh-sosstavitelem. I kazhdyj den' prihodil s raboty v plasche, pod legkim gradusom i poriadkom razbuhshij. Za remnem u nego byli zamotannye v polietilenovuiu plenku tverdo-kopchenye kolbasy i vyrezka. Inache by ia i ne znal, chto takoe tverdo-kopchenaja kolbasa. V seredine 70-h v magazinah ona ne vodilas'. Zato v konce 60-h v bufete Grodnendkogo aeroporta (papa letchik, diadia letchik, obe tetki - vrachi v aeroportu) prodavalas' otlichnaja chernaja ikra po 3.50 za kilo. Pravda v to zhe vremia mamina zarplata byla 60 rub.

Ia s mal'chishkami hodil na Grandichskij rynok s rublem zazhatym v kulake i na nego my protolkacshis' cherez tolpy pokupali po dve zhevachki "Donald Duck". Bubble Gum. Potom ee zhevali vsiu nedeliu. Esli zheval zhevachku, to vsem vo dvore predstavlialsia "osnovnym". Do sih por, stoit mne nachat' zhevat' zhevachku, kak nachinaiu naglet' i chuvstvovat' sebia "osnovnym" :)))

(Reply to this) (Parent)

эх, копейки
[info]parasolya
2006-06-02 09:52 am UTC (link)
в школе в Киеве в конце 80х нас кормили на продленке. но иногда мама давала 5 копеек на пирожки (можно было за 5 купить с мясом, или за 3 с повидлом). однажды после обеда мы играли на стадионе (в снежки со снежной крепостью). мои 5 копеек были в кармане (двушка и три копейки). три копейки потерала, потом бродила по снегу в надежде найти. так и осталась без пирожка. юыло очень обидно:).

помню очереди за мороженным - просто пломбир по 20 копеек и пломбир в шоколаде по 28. однажды насобирала 43 копейки и купила маме на 8 марта лак для ногтей в галантерее через дорогу.

:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: эх, копейки
[info]aneta_spb
2006-06-02 03:21 pm UTC (link)
Ну, в Киеве и сейчас по крайней мере метро 50 копеек...У нас - 12 рублей.
А несколько лет назад мы с сыном устроили операцию "копейка". Накопили доллар монетами по 1 российской копейке и стали выяснять, обменник какого банка продаст нам на эти копейки доллар - законная монета все же, из обращения не выведена...
Этот мешочек у нас до сих пор есть. И репортаж тогда получился веселый.

(Reply to this) (Parent)


[info]polar_bird
2006-06-02 08:33 am UTC (link)
в Киеве в первые 5-6 лет Независимости звонить по автомату можно было вообще безплатно. монеток уже не было, а карточки ещё не придумали...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:36 am UTC (link)
В Минске одно время так было

(Reply to this) (Parent)

найденная в Кёнигсберге на чердаке
[info]polar_bird
2006-06-02 08:04 am UTC (link)
а! ён таксама ў Кёніге быў? а якія войскі?

(Reply to this) (Thread)

Re: найденная в Кёнигсберге на чердаке
[info]aneta_spb
2006-06-02 08:08 am UTC (link)
Пехота.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: найденная в Кёнигсберге на чердаке
[info]polar_bird
2006-06-02 08:16 am UTC (link)
а. мой дзед - у артылэрыі.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: найденная в Кёнигсберге на чердаке
[info]aneta_spb
2006-06-02 08:32 am UTC (link)
У Шаву дед в артиллерии тоже там же...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: найденная в Кёнигсберге на чердаке
[info]polar_bird
2006-06-02 08:33 am UTC (link)
ого!..

(Reply to this) (Parent)

Re: найденная в Кёнигсберге на чердаке
[info]polar_bird
2006-06-02 08:35 am UTC (link)
трэба паехаць туды абавязкова! зраблю вось польскую візу...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: найденная в Кёнигсберге на чердаке
[info]aneta_spb
2006-06-02 08:36 am UTC (link)
Я, наадварот, у Польшчу праз Кёниг езджу... Зручней, чым праз Брэст.

(Reply to this) (Parent)


[info]i_p_2008
2006-06-02 08:07 am UTC (link)
Кто спорит?

По тому что мы "имеем" сейчас, и было "тогда" - небо и земля!

Я отлично помню жизнь в коммуналке, когда у нас с мамой в комнате стояла раскладушка и старый диван.
Стелажи для книг делались соседом-алкашём за 10 руб. ((( Подушка была одна. Мама отдавала её мне...
Игрушки? Мой сын каждый день получает их больше, чем у меня было за всё моё детство! И ему МАЛО!

НО...

Когда я пошёл на работу, я знал, что в любой момент я найду другую работу, и, что бы не случилось, моя семья с голоду не помрёт. Сейчас этого нет.( И каждый день думаешь на что мой сын будет питаться, если меня уволят. ((((
Нервы. Нервы. нервы.

А ещё приходится думать сколько бабок отложить на образование "спиногрыза"!
А армия?
Так получается, что две трети зарплаты откладываешь "на чёрный день".(((
А у меня 3 "иждевенца". И я - не железный.(((

P.S. Ну вот, хоть что-то выплеснул. Легче стало.)))

(Reply to this) (Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:13 am UTC (link)
Вам было легче. Я со своим филфаком и малыми детьми работы найти не могла. Ни в библиотеке, ни в музее. Говорили: "У вас дети, они будут болеть".
В образование "спиногрыза" не вложила - уже в наши дни - ни копейки. Другое дело, что поступив в университет, он быстро бросил его сам. Сейчас работает - профессию тоже самоучкой одолел, поступать - на вечернее - будет позже.
Нервы - да. Что тогда, то и теперь.Так же не купить квартиру.
Но тогда - даже если бы и были деньги, норма, при которой ставили на ЖСК, была 6 метров (для городской очереди 5 с половиной). Нас не поставили на очередь из-за 14 сантиметров...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]i_p_2008
2006-06-02 08:21 am UTC (link)
Ну вот и Вы "выплеснули" .))))

Интересно, печатаешь буковки, а на душе легче. (Это я про себя))))

Кстати, я на работу в 79-м пошёл.))) Да и на "Крайнем севере". Первая зарплата - 280 руб. 79 год!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]i_p_2008
2006-06-02 08:22 am UTC (link)
Стипендия (78 руб) в эту сумму не входит.)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:31 am UTC (link)
Ой! А у нас 40 была стипендия. На 5 курсе - 45. Повышенная полтинник.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]i_p_2008
2006-06-02 09:01 am UTC (link)
так я ж отличником был. + Крайний север. + ВТУЗ!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 09:33 am UTC (link)
Да, круто! Из меня отличницы все же не получилось, при том что даже как бы и вундеркиндом считалась.
Даже тройки есть в дипломе. ВСЕ общественно-политические науки. Я просто не посетила ни одной лекции и ни одного семинара по этим наукам. Кривая вывозила.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]i_p_2008
2006-06-02 09:44 am UTC (link)
Так и я тот институт не закончил.

Сбежал с 4-го курса (получив первую четвёрку)!

(Reply to this) (Parent)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:30 am UTC (link)
Ну,на Севере... Бабушка и дедушка моего мужа только благодаря этому построили квартиру, поэтому сейчас мне есть где жить. Однокомнатный ЖСК.
Еще шабашки - коровники строить в Коми - были.
Муж подружки работал в НИИ и в отпуск туда ездил. Еще дачи в Сиверской.
Когда я в декрете сидела - с ним договаривалась. Их посылали на овощебазу, я вместо него ездила, он мне платил 16 рублей за день, а сам использовал этот день в Сиверской.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]i_p_2008
2006-06-02 09:03 am UTC (link)
В детстве помню в деревне работали на АВМ (не путать с ЭВМ!) на скот дворе.
40 рублей в мес.! Ходили гоголем!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 09:30 am UTC (link)
Ну так! Я на первую свою зарплату в 45 рублей в деревне (мне было 15)купила конфет "Тузик"! Каждый день по 200 граммов! И лимонад пила!
А на следующую - какую-то жуткую вязаную из пуха шапку на базаре, пластмассовую заколку с розами. На оставшееся - книжки.
И так целый год - какая-то акриловая кофта, жуть вспомнить, но это ж только на базаре можно было такую роскошь взять, из Польши! Тушь, в которую нужно было плевать. Крем, блин, для выведения веснушек, жутко ядовитый. Сумка из к-з лакированная!
Последние зарплаты я откладывала - пора было в Питер уезжать...Накопила 100 рублей. Их, правда, на второй же день в трамвае вместе в кошельком вытащили.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]i_p_2008
2006-06-02 09:42 am UTC (link)
Чёрт! Приятно вспомнить!

А я до сих пор не могу своему балбесу объяснить какой кайф в новой книге или паре блёсен! )))

(Reply to this) (Parent)


[info]macsim_by
2006-06-02 08:09 am UTC (link)
конечно, буквально следующее поколение уже жило лучше...

но вот разница между интеллигентным, воспитанным человеком и обычным быдлом и хамлом осталась и продолжает углубляться...

вот за это я и не люблю и даже ненавижу бывший СССР (совок)...

(Reply to this) (Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:15 am UTC (link)
Да, корни оттуда, но еще все это культивируется...

(Reply to this) (Parent)


[info]gleza
2006-06-02 08:37 am UTC (link)
А у нас в доме тоже были (и есть) книги "Домоводство" и "Книга о вкусной и здоровой пище"...

(Reply to this) (Thread)


[info]aneta_spb
2006-06-02 08:59 am UTC (link)
У меня есть журналы "Семья и школа", но уже 80-х годов. А кое-какие книжечки 70-х...

(Reply to this) (Parent)


[info]adelka
2006-06-02 09:18 am UTC (link)
вельмі цікава! чакаем працягу!

(Reply to this)


[info]zloy_alex
2006-06-02 09:37 am UTC (link)
ай, хорошо

(Reply to this)


[info]ave2000
2006-06-03 09:03 am UTC (link)
Я тоже про "ложить" узнала в 16 лет — в педучилище на уроках этики.

(Reply to this)


[info]nansyenspb
2006-06-04 10:14 pm UTC (link)
Мы жили в моем раннем детстве хорошо,и я страшно удивлялась.что соседи возили в деревню свою новгородскую--ХЛЕБ!А так--помню смешные и грустные бытовые подробности--в школу носила сапожки из искусственной кожи на меху,так и назывались--"школьные",за 20 с чем-то руб.Зимние,а в -- 20 треснули...и я донашивала бабушкины суконные...а бабушка уже не выходила после инсульта...а еще помню дефицит теплых колготок и неизбежные чулки с поясом--б-р-р!А еще моя подруга ШТОПАЛА ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ МЕШКИ,т.к. их тоже не везде продавали...

(Reply to this)


(38 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…